Автор: Борис Цацулин
Редактор: Вероника Рис
Что мы знаем о вреде алкоголя? А о вреде алкоголизма в период беременности? Мировое сообщество об этой проблеме говорит давно, обозначив последствия приёма алкоголя во время беременности как фетальный алкогольный синдром (ФАС). В конце статьи вас ждет тест на вероятность наличия этого синдрома!
В медицине понятие фетальный алкогольный синдром или его синонимы — алкогольный синдром плода(АСП), эмбриональный алкогольный синдром —используется с 1973 года. Этот медицинский термин объединяет в себе различные по характеру и степени выраженности отклонения в психофизическом развитии ребенка, причиной которых является употребление женщиной алкоголя до и во время беременности.
Короткая глазная щель — на 2 или более стандартных отклонения ниже среднего. Cглаженный губной желобок (вертикальное углубление между носом и верхней губой) — 4 или 5 баллов по шкале губ и губного желобка. Тонкая верхняя губа — 4 или 5 баллов по шкале губ и губного желобка.
Таких детей несложно узнать — они отстают в росте и весе и имеют целый комплекс нарушений:
- лицевые аномалии;
- проблемы со слухом и зрением;
- трудности с памятью и вниманием, плохую обучаемость;
- они психически не уравновешены, имеют сложности с контролем эмоций, могут совершать асоциальные поступки.
Конечно же, такие дети нуждаются в социальном и медицинском сопровождении, специальных школах и обучении.
Полученные дефекты и отклонения в развитии сохраняются в течении всей жизни и определены международным классификатором болезней — МКБ-10 P04.3 Поражения плода и новорождённого, обусловленные употреблением матерью алкоголя.
Дефицит роста и/или веса: рост и/или вес меньше или на уровне 10-ой процентили. Характерные особенности строения лица: короткая глазная щель, сглаженный губной желобок, тонкая верхняя губа. Поражение/дисфункция головного мозга: структурные и/или функциональные неврологические признаки или нарушения когнитивных функций, указывающие на поражение.
Объединив все нарушения, связанные с ФАС, можно выделить три основных области поражения:
- Расстройства, связанные с нарушением деятельности ЦНС и/или аномалии структуры мозга;
- Пренатальный и постнатальный дефицит роста и веса;
- Специфические особенности строения лица и черепа.
Схематически ФАС представлен на картинке:
Приём алкоголя в период беременности опасен на любом сроке, и, особенно, в первом триместре, когда распитие алкоголя приводит к развитию грубых пороков или прерыванию беременности. Во втором триместре употребление спиртного приводит к расстройствам и дефектам нервной и костно-суставной систем.
Степень выраженности и объём нарушений внутриутробного развития напрямую зависят от тяжести алкогольной зависимости матери.
Определить внешне людей с фетальным алкогольным синдромом можно по следующим аномалиям развития лица и черепа:
- узкая и короткая глазная щель;
- микроцефалия (уменьшение размеров черепа и мозга);
- тонкая верхняя губа и сглаженный желобок над ней;
- плоская и широкая переносица;
- эпикантус («монгольская складка»);
- недоразвитие нижней или верхней челюсти;
- расщепление нёба;
- микрогнатия (маленькая нижняя челюсть).
Наглядно видно на картинках ниже:
Среди прочих пороков и дефектов наблюдаются:
- пороки развития суставов;
- изменения рисунка складок на ладонях и расстройства тонкой моторики;
- врождённые пороки сердца;
- пороки развития гениталий;
- капиллярные гемангиомы;
- пороки развития органов слуха и зрения.
Лечение детей с ФАС симптоматическое и включает в себя не только медикаментозную терапию, но и лечебную гимнастику, массажи, психотерапию и, главное, участие родителей, полноценный уход и доброжелательность взрослых.
Тест на фетальный синдром!
Определите свои баллы в соответствии с пунктами
У вас дефицит веса и/или роста умеренный? Это строка 3 в столбце рост.
У вас характерные особенности лица выраженные? Это строка 4 в столбце лицо.
Поражение головного мозга определенно есть? Это строка 4 в столбце мозг.
Алкоголь в антенатальном (внутриутробном) периоде употреблялся с высоким риском? Это строка 4
Например, результат — 3444. Проверьте и посмотрите на его интерпретацию в таблице ниже.
Дополнительно: а здесь можно посмотреть ролик Бориса Цацулина об алкоголе и похмелье.
О важном
Проблема пагубного влияния алкоголя на плод представлена во всём мире, более того, ФАС считается самым распространённым врождённым пороком в Южной Африке. В США фиксируется в среднем от 0,2 до 2 детей на 1000 новорождённых. В России не проводилось глобальных исследований, однако существуют локальные данные скрининга детей педиатрами. К примеру, в специальных сиротских приютах Москвы у 7,9% детей от общего числа был выявлен ФАС.
Профилактика
Можно ли бороться с проблемой алкоголизма у женщин и как защитить будущее поколение от последствий нездоровой беременности?
В первую очередь нужно повышать осведомленность населения о влиянии и вреде алкоголя на здоровье женщины и плода. Такую роль стоит возложить на врача-гинеколога, как первоисточника и специалиста в области женской репродуктивной системы.
Читайте также: Синдром фантома конечностей с болью
Во-вторых, диспансеризация или ранняя диагностика, определение женщин, находящихся в группе риска и их консультирование.
Также, специалисты в вопросах здравоохранения акцентируют внимание на необходимости квалифицированной подготовки врачей и медсестёр, социальных работников, а также финансировании данной деятельности за счёт медицинских страховок. Международный опыт показывает, что проведение педагогической работы и оказание психологической помощи будущим родителям, женщинам детородного возраста, является важным методом в профилактике фетального алкогольного синдрома.
Дополнительно: о том, как алкоголь влияет на слабый пол в целом читайте в этой статье.
@Everton20 â êîììåíòàõ ê èñòîðèè https://pikabu.ru/story/ob_yetom_mozhno_snimat_film_5924354 ñïðîñèë î ôåòîàëêîãîëüíîì ñèíäðîìå. Ïîñêîëüêó ÿ åãî óïîìÿíóëà ïåðâîé, ðåøèëà, ÷òî íàäî áû îòâåòèòü. Íà ýòîì êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü è çàêîí÷èëàñü. Íî âîò óæå íåñêîëüêî äíåé ýòîò íåñ÷àñòíûé ÔÀÑ ïîïàäàåòñÿ ìíå ãäå íàäî è ãäå íå íàäî, ïðèøëîñü ïèñàòü. Ïîëüçóÿñü ñëó÷àåì, ïåðåäàþ ïðèâåò ëèãå ñëóïîêîâ è òîâàðèùó @san0k ñ ñîâîé è ãëîáóñîì.
ß íå àêóøåðêà è íå íåîíàòîëîã, îäíàêî èìåþ ìåäèöèíñêîå îáðàçîâàíèå è ðàáîòàþ ïî ñïåöèàëüíîñòè.
Òî, ÷òî ÿ âàì òóò ïîíàïèøó ìîå ëè÷íîå ìíåíèå, íåìíîãî áîëåå êîìïåòåíòíîå, ÷åì ó ÷åëîâåêà, äàëåêîãî îò ìåäèöèíû.
Ôåòàëüíûé àëêîãîëüíûé ñèíäðîì (ñîêðàùåííî ÔÀÑ) íàðóøåíèå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ïëîäà â ðåçóëüòàòå óïîòðåáëåíèÿ ìàòåðüþ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè àëêîãîëÿ èëè íàðêîòèêîâ. Ìåæäóíàðîäíûé äåíü èçó÷åíèÿ ÔÀÑ 9 ñåíòÿáðÿ.
Ðàíüøå óïîòðåáëÿëè òåðìèí «ïüÿíîå çà÷àòèå», ñåé÷àñ îò íåãî îòêàçàëèñü, êàê îò óñòàðåâøåãî.  äåéñòâèòåëüíîñòè, çà÷àòèå â ïüÿíîì âèäå ïðèâåäåò ëèáî ê âûêèäûøó åùå äî òîãî, êàê î áåðåìåííîñòè ñòàíåò èçâåñòíî, è æåíùèíà ïðèìåò åãî çà îáû÷íóþ ìåíñòðóàöèþ, ëèáî âîîáùå íèêàê íå ñêàæåòñÿ íà ðåáåíêå.
Îòöû-àëêîãîëèêè èëè íàðêîìàíû èìåþò äåôåêòíûå ñïåðìàòîçèäû. Ïîëîâûå êëåòêè ó ìóæ÷èí âûðàáàòûâàþòñÿ ïî÷òè âñþ æèçíü, ñîîòâåòñòâåííî õðîíè÷åñêîå îòðàâëåíèå íà íèõ îòðàæàåòñÿ. Òî, ÷òî ïîëó÷èòñÿ ó òàêîãî ïàïàøè, íå ïîääàåòñÿ ïðåäñêàçàíèþ.
Ñ ìàòåðÿìè âñå èíà÷å. Æåíùèíà ïîëó÷àåò íàáîð ÿéöåêëåòîê ïðè ðîæäåíèè, è èìååò íàìíîãî ìåíüøèå øàíñû êàê-òî èõ ïîâðåäèòü, ÷åì ìóæ÷èíà. Ê ñîæàëåíèþ, íàâðåäèòü ðåáåíêó â óòðîáå ãîðàçäî ïðîùå.
Читайте также: Обучение детей с синдром дауна грамоте
Îïàñíîñòü îòðàâëåíèÿ äëÿ ïëîäà âîçíèêàåò ñî 2-3 íåäåëè áåðåìåííîñòè è ïðîäîëæàåòñÿ âåñü ñðîê. Îíà ñâÿçàíà ñ òåì, ÷òî àëêîãîëü è íàðêîòèêè ñïîñîáíû ïðîíèêàòü ÷åðåç ïëàöåíòó, à ïåðåðàáàòûâàòü èõ ïëîä íå ñïîñîáåí, òàê êàê íå èìååò ðàçâèòîé ïå÷åíè ñ åå ôåðìåíòíûìè ñèñòåìàìè.
 òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ó ìàòåðåé-íàðêîìàíîê ðîæäàþòñÿ äåòè, ó êîòîðûõ ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ ïîñëå ðîæäåíèÿ íà÷èíàåòñÿ íàðêîòè÷åñêàÿ ëîìêà, ïîòîìó ÷òî îíè ïåðåñòàëè ïîëó÷àòü âåùåñòâà èç îðãàíèçìà ìàòåðè.
Âèêèïåäèÿ ãîâîðèò íàì, ÷òî åñëè ìàòü ñòðàäàåò àëêîãîëèçìîì è ïðîäîëæàåò óïîòðåáëÿòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, òî âåðîÿòíîñòü ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà ñ ÔÀÑ ó íå¸ ïðèìåðíî 25-45 %.
Òî÷íóþ çàâèñèìîñòü íàðóøåíèé îò êîëè÷åñòâà è ÷àñòîòû âûïèòîãî íå âûÿñíèëè è âðÿä ëè âûÿñíÿò êîãäà-íèáóäü, ïîòîìó ÷òî êðîìå êàê ñî ñëîâ ìàòåðè ýòó èíôó ïîëó÷èòü íåîòêóäà.
Èçâåñòíî, ÷òî ñðîê áåðåìåííîñòè ÿâëÿåòñÿ ðåøàþùèì. Åñëè ìàòü äåðæàëàñü ïî÷òè âñþ áåðåìåííîñòü è ëèøü íà ïîñëåäíåì ìåñÿöå ïóñòèëàñü â çàãóë, ôèçè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ñêîðåå âñåãî íå áóäåò, îäíàêî íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, íàïðèìåð, ñêëîííîñòü ê çàâèñèìîñòÿì (òî ÷òî àëêîãîëèçì ïåðåäàåòñÿ ïî íàñëåäñòâó ýòî íå áàéêè) ñêîðåå âñåãî áóäóò. Ëåãêóþ ñòåïåíü ÔÀÑ åùå íàçûâàþò íàðóøåíèÿìè ôåòàëüíîãî àëêîãîëüíîãî ñïåêòðà è îïðåäåëÿþò ïî íåçíà÷èòåëüíûìè èçìåíåíèÿì ëèöà è ñíèæåííîìó âåñó ïðè ðîæäåíèè.
Íîâîðîæäåííûé ñ ÔÀÑ
Ïðè óïîòðåáëåíèè àëêîãîëÿ íà ðàííèõ ñðîêàõ áåðåìåííîñòè ðîæäàþòñÿ òÿæåëûå èíâàëèäû ñ ïîðîêàìè ñåðäöà, íåðâíîé ñèñòåìû, êîñòåé, ìíîãèå èç êîòîðûõ íå äîæèâàþò äî ñîâåðøåííîëåòèÿ.
Ëèöî òàêîãî ðåáåíêà òðóäíî ñïóòàòü ñ äðóãîé ïàòîëîãèåé. Èçìåíåíèå ïðîïîðöèé ãîëîâû íå âñåãäà çàìåòíî, ïîñêîëüêó ÷àñòî ó òàêèõ äåòåé ñíèæåíû ðîñò è âåñ. Ýòî ìîæåò îñòàòüñÿ íà âñþ æèçíü èëè ïðîéòè ñ âîçðàñòîì. Ó ïàðíÿ íà ôîòî â èñõîäíîì ïîñòå ïëå÷è êàê ó ðåáåíêà ïðè íîðìàëüíîì ðàçìåðå ãîëîâû è øåè. Øèðîêî ïîñàæåííûå ãëàçà, íå îáÿçàòåëüíî óçêèå, íî ïî÷òè âñåãäà ìàëåíüêîãî ãîðèçîíòàëüíîãî ðàçìåðà (â îïèñàíèÿõ ïèøóò «êîðîòêàÿ ãëàçíàÿ ùåëü» è áîëüøèíñòâî ëþäåé ïðåäñòàâëÿþò ñåáå ïðè ýòîì óçêèå ãëàçà), òÿæåëûå âåêè, ìîæåò áûòü ìîíãîëîèäíûé ðàçðåç ãëàç. Øèðîêàÿ, ñãëàæåííàÿ ïåðåíîñèöà íîñ âûãëÿäèò áîëüøèì è ñìåùåííûì âíèç. Ñãëàæåííûå ñêóëû, îòñóòñòâèå æåëîáêà ìåæäó íîñîì è âåðõíåé ãóáîé, àíîìàëèè ðàçâèòèÿ ÷åëþñòåé. Ýòî âûãëÿäèò êàê íåñîâïàäåíèå ðàçìåðà âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè. Ïðè ìàëåíüêîé âåðõíåé âåðõíÿÿ ãóáà òîíêàÿ, à ðîò ñìåùåí áëèçêî ê íîñó. Ìîæåò áûòü ìàëåíüêàÿ íèæíÿÿ ÷åëþñòü êîðîòêèé ïîäáîðîäîê, âûñòóïàþùèé çà ïðåäåëû îâàëà ëèöà. Ðàçëè÷íûå àíîìàëèè ðàçâèòèÿ óøíûõ ðàêîâèí.
×òî êàñàåòñÿ ïñèõèêè, ñàìûå ÷àñòûå ïîñëåäñòâèÿ — ðàçëè÷íûå ñòåïåíè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè, â çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè ÔÀÑ. Ïðè ëåãêîé ñòåïåíè ÔÀÑ ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ íàðóøåíèÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû ïðè îòíîñèòåëüíî ñîõðàííîì èíòåëëåêòå. Ýòî âåäîìûå ëþäè, íå óìåþùèå êîíòðîëèðîâàòü ñâîè ýìîöèè, ÷àñòî ñ ÑÄÂà èëè àãðåññèâíîñòüþ. Âñëåäñòâèå ýòîãî èõ æèçíü íå ÷àñòî óäà÷íî ñêëàäûâàåòñÿ. Óéòè ñ öûãàíêîé èëè ïåäîôèëîì, âûéòè íà äîðîãó çà ìÿ÷èêîì, ïðîèãðàòü â êàðòû êâàðòèðó, ïîïàñòü â òîòàëèòàðíóþ ñåêòó èëè â òþðüìó âìåñòå èëè âìåñòî áîëåå óäà÷ëèâûõ ïðèÿòåëåé ýòî èõ ðåàëüíîñòü.
Îíè ïëîõî îáó÷àþòñÿ, òàì ãäå îáû÷íîìó ðåáåíêó äîñòàòî÷íî ïîâòîðèòü äâà ðàçà îíè óñâîÿò èíôîðìàöèþ ñ äåñÿòîãî è áîëåå ïîâòîðà. Ñîîòâåòñòâåííî ê óìñòâåííîìó òðóäó ýòè ëþäè ìàëî ñïîñîáíû. Ôèçè÷åñêèé òðóä òîæå íå èõ âûáîð îíè íå îáëàäàþò óñèä÷èâîñòüþ è íå óìåþò çàñòàâëÿòü ñåáÿ. Äîáàâèì ñþäà ñêëîííîñòü ê çàâèñèìîñòÿì, êîòîðûå ôîðìèðóþòñÿ áûñòðåå, ÷åì ó çäîðîâûõ ëþäåé, è êàðòèíà ïîëó÷àåòñÿ ñîâñåì ïå÷àëüíàÿ.
 ñåìüÿõ, ãäå åñòü îäèí ðåá¸íîê ñ ÔÀÑ, ó ïîñëåäóþùèõ äåòåé çàáîëåâàíèå âñòðå÷àåòñÿ â 70 ñ ëèøíèì % ñëó÷àåâ.
Ïðàêòè÷åñêè åäèíñòâåííûé øàíñ ðåáåíêà áîëüíîãî ÔÀÑ ýòî ñåìüÿ, çíàþùàÿ î äèàãíîçå è öåëåíàïðàâëåííî ñ íèì áîðþùàÿñÿ. Âîçìîæíîñòè êîìïåíñàöèè ìîçãà èñ÷åðïûâàþòñÿ â ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè, ê ýòîìó âðåìåíè íå êàæäóþ àëêîãîëè÷êó óäàåòñÿ ëèøèòü ðîäèòåëüñêèõ ïðàâ, ïîýòîìó ïðèåìíûì ðîäèòåëÿì îñòàåòñÿ òîëüêî áîðîòüñÿ ñ ïîñëåäñòâèÿìè. Äåòåé ïûòàþòñÿ ïðèó÷èòü ê òâîð÷åñòâó, ÷òîáû îáðàòèòü èõ ýìîöèîíàëüíîñòü â êîíñòðóêòèâíîå ðóñëî ëèáî, åñòü ìíåíèå, ÷òî ãèìíàñòèêà è òàíöû áóäóò äàâàòüñÿ èì ëåã÷å, ÷åì çäîðîâûì ëþäÿì èç-çà ïîâûøåííîé ïëàñòè÷íîñòè ñóñòàâîâ.
Èçâåñòíûå ëþäè, âîçìîæíî ñòðàäàþùèå ÔÀÑ â ëåãêîé ôîðìå Íàòàëüÿ Âîäÿíîâà è Ëàéçà Ìèíåëëè.